dsc_1586-01-01

Какое-то время назад (на самом деле, довольно давно) я спросила в instagram, интересно ли вам будет почитать про то, как я делаю фотографии для блога. И вы сказали, что да! Поэтому сегодня, хоть и с большой задержкой, публикую этот пост. Это первая часть, она про технические моменты, про настройки, про свет. Вторая часть будет касаться композиции, вдохновения и реквизита. Я постаралась ответить на все комментарии и вопросы, которые поступили. Надеюсь, пост будет полезным, не смотря на то, что я любитель и никогда профессионально фотографии не обучалась.

Для начала расскажу пару слов о том, как я дошла до такой жизни, то есть стала фотографировать банки;)

Летом 2015 года я завела кулинарный блог. На тот момент в моем распоряжении была самая простая мыльница, как итог, качество фотографий оставляло желать лучшего, что меня безмерно расстраивало. Но в начале осени у меня появился зеркальный фотоаппарат (спасибо, моему молодому человеку). На следующий день я побежала фотографировать всё и вся вокруг, но по возвращении домой просмотрела фото и очень расстроилась, фотографии были зернистыми, потому что фотоаппарат выставил значение ISO – 1600, не смотря на солнечный день. Это был первый и последний раз, когда я снимала в автоматическом режиме. Отсюда и первый совет – не снимайте на автомате!

Камера у меня самая простая – Nikon D3300, объектив тоже начального уровня — 18-55 mm. Кстати, если у вас тоже фотоаппарат Nikon, загляните на сайт nikonschool.ru, они периодически  проводят бесплатные семинары по основам фотографии и не только.

Про объектив…

По поводу объективов для съемки банок-склянок блогеры много спорят, кто-то предпочитает макро-объективы, кому-то нравится стандартный портретный объектив.

Я считаю, что китовый объектив с фокусным расстоянием 18-55 mm – это отличное начало, если у вас никогда не было зеркального фотоаппарата. Да, он не выдает супер качественную картинку, но, во-первых, для блога этого качества достаточно, а во-вторых, с его помощью можно понять, как ухаживать за объективом, как он устроен и какой объектив вам нужен.

Согласитесь, не каждый захочет покупать фотоаппарат и дорогой объектив только для съемки баночек, возможно, вам больше понравится снимать людей или пейзажи, а для этих целей понадобятся разные объективы. Именно поэтому я бы не советовала сразу вкладываться в дорогой объектив, это могут быть выброшенные на ветер деньги. Но, конечно, со временем объектив менять нужно, это важнее самого фотоаппарата.

Лично я хочу купить объектив с фокусным расстоянием 50 мм именно из-за его универсальности, он подойдет и для портретов, и для банок, и даже для города – рабочая лошадка, кроме того, с ним отчасти решается проблема с недостаточным освещением и появляется красивое боке. В идеале, для блога я бы хотела иметь два объектива: макро – для предметной съемки и портретный  — для макияжей.

Про настройки…

Не уверена, что есть смысл подробно расписывать то, какие настройки есть в фотоаппарате, если вы фотографируете только на телефон, вам это будет неинтересно, а если используете зеркальный фотоаппарат, то информации об этом очень много. К сожалению, ссылку на видео, которое когда-то очень помогло мне, я оставить не могу, его удалили. В любом случае, если у вас есть желание изучить эту тему дальше, то я советую искать не только рекомендации по съемке для бьюти-блогов, а в целом информацию по основам фотографии и предметной съемке.

Но кое-что от себя все-таки добавлю про настройки. Три основных параметра (есть еще баланс белого, фокусировка и т.д., но об этом как-нибудь потом, если будет интересно):

ISO – это светочувствительность, то есть восприимчивость к свету (выражается в значениях 100, 200, 400 и т.д.). Чем больше светочувствительность, тем более светлым будет изображение, но при этом и более зернистым. Например, внизу на фото справа ISO — 200, на фото слева — 3200. На мой взгляд, разница заметна, особенно при увеличении изображения.;

— выдержка – это промежуток времени (1/100 сек.; 1/60 сек. и т.д.), на который открывается затвор. При короткой выдержке снимок получается более четким (актуально для съемки движущихся объектов), при этом более темным. Соответственно, чем длиннее выдержка, тем больше света попадает на матрицу, тем светлее снимок, но возрастает вероятность того, что кадр не будет четким, поэтому при выдержке длиннее 1/100 сек. (иногда 1/80) я использую штатив.

— диафрагма – это степень открытия лепестков диафрагмы во время спуска затвора (обозначается как f1.4, f1.8, f10 и т.д.). Чем сильнее открыта диафрагма, тем больше света попадает на матрицу, соответственно, снимок получается более светлым. Кроме того, диафрагма напрямую влияет на глубину резкости изображаемого пространства (ГРИП), проще говоря, чем больше значение диафрагмы, тем сильнее размыт фон. Надо отметить, что в случае с диафрагмой, например, значение f1.4 больше f10.

При выборе настроек вы должны четко понимать, как выдержка, диафрагма и светочувствительность влияют друг на друга, выбор настроек, в какой-то мере, всегда компромисс. Поначалу это может отнимать время, но со временем все дойдет до автоматизма. Вообще, я очень советую хорошо изучить свой фотоаппарат, какие настройки есть, где какие кнопки расположены, тогда вы сможете контролировать процесс съемки, не отрываясь от видоискателя.

В фотоаппарате есть несколько основных режимов: автоматический, автоматический с приоритетом диафрагмы, автоматический с приоритетом выдержки и ручной. Возможно, вам будет сложно сразу перейти на ручной режим, поэтому можно начать с автоматического режима с приоритетом диафрагмы. В таком случае вы выбираете значение диафрагмы, а ISO и выдержку фотоаппарат выставляет самостоятельно. 

Но всё же немного расскажу, какие настройки выставляю сама, когда делаю фото для блога. Если снимаю с рук, то выдержка не длиннее 1/100 (при использовании штатива можно длиннее). ISO в среднем 200 (но не больше 400 стараюсь не поднимать), летом всегда 100. Диафрагму выставляю в зависимости от угла съемки: для съемки сверху f/10, это позволяет всем объектам на фото быть резкими, если снимаю подобие макро, то значение диафрагмы выставляю максимально большое для моего объектива f/3.5, тогда один объект в фокусе, а остальные размыты.

Про свет…

Я использую естественный свет, отчасти это из-за того, что естественный свет на фотографиях мне нравится больше, отчасти из-за того, что искусственного у меня нет. В любом случае, я не советую пользоваться тем освещением, которое есть в квартире, этого света все равно не хватит, а цвета он исказит.

Если говорить о съемке именно банок, то я люблю, когда источник света расположен позади объекта, так называемый, контровый свет. Мне кажется, это создает дополнительный объем, добавляет воздуха на фото и вся композиция смотрится более интересной. Также источник света может находиться сбоку от объекта или спереди, но последний вариант я никогда не использую, мне кажется, так объекты на фотографиях выглядят более плоско. На фото ниже: слева свет сзади, справа — сбоку.

Очень спорный момент – прямой солнечный свет. Я редко его использую, потому что он, во-первых, искажает цвета, во-вторых, тени становятся более глубокими и резкими, могут появляться пересветы и слишком темные участки, которые потом сложно сбалансировать при редактуре. Но с ним тоже можно и нужно работать, иногда получаются очень интересные фотографии. Я же предпочитаю рассеянный свет. Это означает, что я либо фотографирую в пасмурную погоду, либо занавешиваю окно полупрозрачной тканью, либо устанавливаю лист бумаги между объектом съемки и окном.

Для съемки макияжей я люблю рассеянный свет от окна, так цвета передаются лучше и недостатки кожи не так заметны (ну и максимально открытую диафрагму никто не отменял).

Если света не хватает…

И у вас нет качественного искусственного освещения, то есть несколько советов:

Снимайте непосредственно у окна (может быть даже на подоконнике) и обязательно уберите все предметы от окна, которые могут мешать свету;

Можно поиграться с настройками: увеличить ISO, сделать выдержку более длинной или максимально открыть диафрагму. Выбирайте то, что наиболее приемлемо для вас при создании конкретной фотографии;

Используйте отражатель, он нужен для того, чтобы смягчить тени и более равномерно подсветить объект съемки. Можно приобрести отражатель в магазине, а можно сделать самим, работают они одинаково. Отражателем может быть, например, кусок картона, покрашенный в белый цвет или обернутый фольгой. У меня сейчас как раз второй вариант, но фольга может давать блики, мне это нравится, но белый отражатель более универсальный, также можно использовать сразу несколько штук. На фото ниже слева без отражателя, посередине с отражателем, справа то, как я устанавливаю отражатель;

Используйте штатив. Со штативом вы можете устанавливать длинную выдержку, таким образом, на матрицу будет попадать много света и при этом фотографии останутся четкими. В идеале, использовать пульт, чтобы в кадре не появилась шевеленка из-за момента, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора, но также можно установить спуск в задержкой в пару секунд. Например, на фото ниже параметры ISO и диафрагмы остаются неизменными, изменяется только выдержка, слева 1/100, справа 1/25. Это фото только для примера, но разница заметна, можно еще поиграться с настройками, а потом обработать фото в редакторе и на выходе получить хороший результат. Еще прошу учесть, что объектив у меня не светосильный. 

Про формат…

Я снимаю в форме RAW, по сути это даже не совсем формат, потому что для просмотра не предназначен, даже то, что вы видите в приложении по обработке, это преобразованное изображение. RAW примечателен тем, что в нем содержится максимальное количество информации о сделанной фотографии, как следствие, вы можете регулировать баланс белого, экспозицию, резкость, насыщенность и т.д., не теряя качество. Поэтому в идеале обработать фотографию в RAW, перевести в другой формат и больше ее не трогать.

После обработки я сохраняю фотографию в формате JPEG, подключаю телефон к компьютеру и перекидываю фотографии, можно также послать фотографии по почте, но первый вариант для меня быстрее работает, а затем уже загружаю в instagram.

Про обработку…

Признаюсь, обработка – это моя боль! В этом году я очень надеюсь подружиться с фотошопом, а пока первичную обработку я делаю в программе Capture NX-D от Nikon. Она хорошая, можно регулировать баланс белого, экспозицию, насыщенность, контраст, убрать пересветы, выровнять изображение и т.д., в общем, стандартные вещи, но ее возможности ограничены. Я стараюсь снимать так, чтобы обрабатывать минимально, всегда протираю косметику (микрофибра отлично подходит для этих целей) перед съемкой, но иногда все равно хочется подчистить кадр или вытянуть определенные цвета, а этого Capture NX-D не может, для этих целей я использую Snapseed на телефоне. Я не использую фильтров, только стандартные параметры. В идеале я бы хотела все делать на компьютере и после перевода в формат JPEG не возвращаться к обработке, но так выходит не всегда. С другой стороны, я люблю Snapseed за то, что могу обрабатывать фото в дороге, потому что времени на блог у меня очень мало и многое я делаю в транспорте, например.

Что касается свотчей, то при правильных настройках Nikon выдает очень натуральные цвета, разве что я иногда баланс белого подправляю, в остальном, я обычно делаю небольшое высветление, добавляю насыщенность, контраст по необходимости, убираю пересветы (если есть), смягчаю тени (опять же, если нужно), обрезаю, при необходимости убираю пылинки в Snapseed. На этом всё!

Спасибо всем, кто осилил этот пост! Надеюсь, вы нашли для себя хоть немного полезной информации. Если есть вопросы, задавайте их в комментариях здесь или в instagram, я постараюсь ответить. Если я в чем-то неправа, тоже обязательно пишите, мне важно это знать. Со второй частью постараюсь не затягивать.

Всех целую, ваша Keshyou!

